Экологические последствия Соглашения об Ассоциации с ЕС

 Соглашение представляет собой многостраничный документ, регулирующий все сферы взаимодействия Украины с ЕС, устанавливающий обязательства  нашего государства по сближению законодательства, организационных и управленческих моделей с общеевропейской практикой.

Каких же нововведений в сфере охраны окружающей среды ждать от подписания Соглашения?

Вопросам экологии посвящены многие положения данного документа. Наиболее полно этот вопрос рассмотрен в главе 6 («Окружающая природная среда») V раздела Соглашения.

Стороны должны будут взаимодействовать в сфере сбережения, охраны, улучшения и воссоздания качества окружающей среды, защиты общественного здоровья. Приоритетными в этом сотрудничестве определены следующие вопросы: изменение климата, качества атмосферного воздуха и водных ресурсов, сохранение и защита биологического и ландшафтного разнообразия, управление природными ресурсами, промышленного загрязнения и промышленных угроз, экологическое управление, образование, свободный доступ к экологической информации и принятию решений, а также использование генетически модифицированных организмов, шумовое загрязнение и т. п.

Чтобы положения Соглашения не остались пустыми декларациями, документ содержит приложения, которые предусматривают конкретные действия сторон и сроки их выполнения.

Так,  приложение  XXIX  устанавливает сроки (в среднем от двух до пяти лет) внедрения Украиной европейской практики охраны окружающей среды. Речь идет о внедрении директив по оценке влияния на окружающую среду государственных и частных проектов, свободному доступу к экологической информации, участии общественности в разработке планов и программ, связанных с окружающей средой, а также по охране атмосферного воздуха, обращению с отходами, гарантии качества питьевой воды, обеспечению биологического разнообразия и многих других.

Если говорить о конкретных изменениях, которые нас ждут, то речь идет, например, о внедрении системы стратегической экологической оценки, расширении доступа общественности к разрешительной документации и отчетам по оценке влияния на окружающую среду, а также к принятию решений относительно программ, связанных с отходами, охраной водных ресурсов и атмосферного воздуха.

Должна быть пересмотрена правовая база в сфере захоронения отходов, в частности введены финансовые гарантии заявителя при получении разрешения на захоронение отходов, запрет на захоронение отдельных видов отходов, определены процедуры закрытия мест захоронения и дальнейшего обращения с ними.

Необходимо внедрение более точных систем мониторинга состояния ат-мосферного воздуха, более полное определение веществ и частиц, за которыми ведется наблюдение. 

В сфере  охраны водных ресурсов должны быть приняты меры по внедрению бассейнового принципа управления водными ресурсами и подготовке планов по управлению речными бассейнами (с учетом требований по информированию и консультаций с общественностью).

Касательно питьевой воды необходимо принять меры, чтобы параметры качества воды соблюдались в помещении, где   вода   течет  из кранов и используется потребителями, а не только на выходе у производителя.

Существенных изменений требует законодательство о защите вод от смыва нитратов с сельскохозяйственных земель и внедрении безопасных практик аграрного производства. Должны быть определены зоны, уязвимые к накоплению нитратов.

Необходимо внедрять систему управления рисками, связанными с промышленным производством, долгосрочные программы по предупреждению паводков.

Приложение ХХХ к Соглашению предусматривает продолжение имплементации Киотского протокола.

Часть 1 главы 18 («Политика в сфере рыболовства») V раздела Соглашения закрепляет необходимость ответственного управления рыболовством, которое будет обеспечивать устойчивость рыбных запасов и основываться на экосистемном подходе.

Глава 19 раздела V Соглашения устанавливает задачи и порядок взаимодействия Сторон по охране и использованию реки Дунай.

Статья 294 Соглашения предусматривает гарантии сторон, что их экологическая политика будет основываться на принципе осторожности, обязательном применении превентивных мер, приоритетности возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, и оплате штрафа загрязнителем природной среды.

Статья 296 Соглашения устанавливает требование о недопустимости снижения или уменьшения уровня охраны окружающей среды, в том числе для улучшения инвестиционного климата или условий торговли.

В статье 400 Соглашения закрепляется тесная взаимосвязь между туризмом и защитой окружающей среды.

Также согласно статье 434 стороны должны содействовать молодежной политике и продвижению неформального образования, которые будут способствовать распространению здорового способа жизни.

Кроме того, значительные блоки Соглашения, регулирующие взаимодействие в сфере энергетики и устранение торговых барьеров, непосредственно касаются экологических вопросов.

В частности, Украина будет осуществлять модернизацию энергетической инфраструктуры, содействовать энергосбережению, поддерживать возобновляемую энергетику, производство и использование альтернативных видов топлива (в том числе биотоплива).

Отдельные мероприятия касаются ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС: преобразование объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, дезактивацию территории, дальнейший мониторинг окружающей среды.

Кроме того, необходимо отметить, что Соглашение об ассоциации предусматривает создание Платформы гражданского общества, в которую войдут представители общественности Украины и члены Европейского экономического и социального комитета, которые совместно будут контролировать ход выполнения Соглашения. Для этого участникам Платформы будет предоставляться необходимая  информацию, а также возможность вносить предложения по улучшению тех или иных аспектов взаимодействия Украины и Европейского Союза.

Вероятнее всего, за основу возьмут практику Украинской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства, сложившуюся за годы её существования.